Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Этнометодология сегодня это один из самых интересных разделов социологии. Можно сказать, что ее появление в 50 – х гг. ХХ века стало настоящим революционным событием в мире социологии. К сожалению, Г. Гарфинкель не смог в полной мере объяснить важность и сущность своего открытия. Именно по этой причине сегодня существует большое количество вариантов объяснения сути и задач этнометодологии, как в социологии, так и в других науках связанных с социологией.
Проблема состоит в том, что ученые не хотят признать тот факт ,что этнометодология – это метод исследования или построения исследования применимый только исключительно в социологии. Кроме этого он хорошо подходит для изучения такого объемного явления, как общество и его особенности, традиции и установки, а так же их влияния на отдельно взятого индивидуума или группу индивидуумов, т.е. социальную группу.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в наше время в научном мире социологов нет четкого и однозначного ответа на вопрос о сущности и задачах этнометодологии. Каждый автор-исследователь предлагает свой собственный вариант ответа на данный вопрос.
Кроме этого каждый исследователь предлагает свою интерпретацию сущности этнометодологии и методологии провидения данного исследования. Конечно, современные методы фиксации результатов и отдельных этапов эксперимента позволяют получить точные и необходимые данные, как об индивидуальном отношении людей к тому, или иному явлению, а так же выявить общую динамику отношения к изучаемому явлению.
С другой стороны нужно заметить, что этнометодология так же держится на применении старых социологических методов исследования таких как опрос, анкетирование и интервьюирование. Как правило в входе опроса исследователь выясняет отношение человека (респондента) к тем или иным проявлениям общественной жизни. В качестве таких проявлений могут быть различные табу, установки, представления о желательном и не желательном поведении человека в обществе.
После этого исследователи создают в группе ситуацию отмены действия этих правил, ограничений или табу. Дальнейшее поведение участников эксперимента фиксируется средствами фиксации и контроля. Длительность этапа может быть самым разнообразным от одного дня до нескольких недель. После этого снова происходит опрос участников.
Современная социология отмечает, что исследование общественных процессов может происходить без разрушительного эксперимента. Поведение людей и проявление стереотипов можно наблюдать и в разрезе создания искусственных толп или искусственных очередей и т.д.
В этом заключается проблема настоящей работы. Сегодня социология в какой-то мере переиначила суть и сущность данного метода исследования. При этом так же потерялся выверенный механизм применения данного метода исследования. Сегодня социологи применяют этнометодологию везде, где это можно и нельзя.
С другой стороны современные социологи забыли главный принцип этого метода исследования – это взрывной характер эксперимента. Исследователь должен взрывать или вскрывать проблемный вопрос путем его отмены в ходе эксперимента. Исследуемые должны забыть о существовании того или иного аспекта жизни в обществе и продемонстрировать их способы адаптации к новым условиям бытия без того или иного ограничения или правила.
Научно-методологическая база исследования. Работа построена на базе работ таких видных исследователей как, Андреева В.С., Смирнова А.О., Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. и Фадеева А.Ю. которые рассматривали особенности этнометодологии в контексте ее истории. При этом исследователи уделяли особое внимание взглядам Г. Гарфинкеля и его последователей. Работы содержать большой перечень иностранных источников. В основном на английском языке.
Жилина Е.Ю., Лебедев О.М., Носов М.С., Медведева Н.А. Петрова М.С., Пономарева Л.В., Васильева О.В., Семенов О.В. и Борисов А.В. рассматривали особенности этнометодологии и социологии через историю развитию социологии и совершенствование этнометодологии как метода исследования.
Мальсагова К.Б. и Нехвядович Л.И. рассматривали особенности реального применения этнометодологии в практике социологического исследования. В этом отношении нужно выделить работу Мальсаговой К.Б. которая рассматривала еще и совершенствование позиции Г. Гарфинкеля.
Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В., Тихонова Е.Е. и Утина И.В., Проводина Г.П. рассматривали теорию и практику этнометодологи. При этом ичсследователи рассматривали проблематику применения данного метода исследования на практике.
Фадеева А.Ю., Фомина О.Н., Георгиева А.В. рассматривали особенности развития этнометодологии в рамках социологии, а так же перспективы этого метода исследования в будущем.
Цель исследования – выявить особенности этнометодологии как новаторского подхода к исследованию общества.
Объект исследования – этнометодология.
Предмет исследования – этнометодология как новаторский подхода к исследованию общества.
Задачи исследования:
1. Дать определение этнометодологии.
2. Дать характеристику истории этнометодологии.
3. Выявить особенности развития этнометодологии в концепции Г. Гарфинкеля.
4. Выявить особенности применения этнометодологии в исследовании общества.
5. Рассмотреть конкретные особенности применения этнометодологии при изучении этнических особенностей культуры общества
6. Сделать выводы по итогам исследования.
Курсовая работа состоит из введения двух глав разбитых на пять параграфов (два в первой главе и три во второй главе), заключения и списка литературы. Кроме этого в конце каждой главы приводятся выводы по данной главе.
1. Понятийный аппарат исследования
1.1. Понятие о этнометодологии
Этнометодология – это теоретический подход в социологии, основанный на убеждении, что человек может обнаружить нормальный социальный порядок общества, разрушив его. Этнометодологи исследуют вопрос о том, как люди объясняют свое поведение. Чтобы ответить на этот вопрос, они могут сознательно нарушить социальные нормы, чтобы увидеть, как люди реагируют и как они пытаются восстановить социальный порядок [1].
Этнометодология была впервые разработана в 1960-х годах социологом Гарольдом Гарфинкелем. Это не особенно популярный метод, но он стал общепринятым.
Рассмотрим теоретическую основу этнометодологии [3].
Один из способов мышления об этнометодологии основан на убеждении, что человеческое взаимодействие происходит в рамках консенсуса, а взаимодействие невозможно без этого консенсуса. Консенсус является частью того, что объединяет общество, и состоит из норм поведения, которые люди носят с собой. Предполагается, что люди в обществе разделяют одни и те же нормы и ожидания в отношении поведения, и поэтому, нарушая эти нормы, мы можем больше узнать об этом обществе и о том, как они реагируют на нарушение нормального социального поведения.
Этнометодологи утверждают, что нельзя просто спросить человека, какие нормы он или она использует, потому, что большинство людей не в состоянии сформулировать или описать их. Люди, как правило, не полностью осознают, какие нормы они используют, и поэтому этнометодология предназначена для выявления этих норм и поведения.
Укажем примеры применения этнометодологии, как метода [4].
Этнометодологи часто используют изобретательные процедуры для выявления социальных норм, придумывая хитроумные способы нарушить нормальное социальное взаимодействие. В известной серии экспериментов по этнометодологии студентов просили притвориться гостями в собственном доме, не рассказывая своим семьям, что они делают. Их проинструктировали быть вежливыми, безличными, использовать формулировки официального обращения (мистер и миссис) и говорить только после того, как с ними поговорили.
Когда эксперимент был завершен, несколько студентов сообщили, что их семьи восприняли этот эпизод как шутку. Одна семья думала, что их дочь ведет себя очень мило, потому что чего-то хочет, а другая считала, что их сын скрывает что-то серьезное. Другие родители отреагировали гневом, шоком и недоумением, обвиняя своих детей в невежливости, подлости и невнимательности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Этнометодология. История отечественной и иностранных школ и подходов. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Этнометодология в социологии. Цели. Задачи. Совершенствование. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Этнометодология. Последователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Этнометодология. Развитие и совершенствование. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Современная социология и этнометодология. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Мальсагова К.Б. Этнометодология Г. Гарфинкеля: основные положения концепции и ее место в системе современного социологического знания. // Электронный научный журнал «АР – Консалт», № 7 (10), 2016 – С. 252 – 255
7. Медведева Н.А. Петрова М.С. Современная социология. Актуальные проблемы и решения. – Р/н-Д: Пальмира, 2018. – 432 с.
8. Нехвядович Л.И. Этнометодология как основание изучения этнической специфики искусства // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – [Электронный ресурс] – https://science-education.ru/ru/article/view?id=10626 (дата обращения: 20.03.2022).
9. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Социология. Актуальные вопросы и ответы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
10. Семенов О.В. Борисов А.В. Этнометодология. Актуальные проблемы. – Владивосток: ИД Форт, 2019. – 531 с.
11. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по этнометодологии. Особенности исследования. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
12. Тихонова Е.Е. Теория и практика социологии. Справочник социолога. – Саратов: Полис, 2017. – 1289 с.
13. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика этнометодологи. Плюсы и минусы. – Иркутск: Фара, 2018. – 623 с.
14. Фадеева А.Ю. Социология. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
15. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Этномеодология. В России и зарубежных странах. – Красноярск: Вектор, 2020 – 528 с.